Альт Дениса Ярового

журнал "Музыкальная жизнь" 1960 № 3

В конце 1959 года в небольшом городке Асколи-Пичено (Италия) открылась Всемирная выставка альтов, организованная Всеитальянской ассоциацией скрипичных мастеров и Национальной академией музыки «Санта Чечилия». Жюри дало оценку более чем 200 инструментам, изготовленным 130 мастерами семнадцати стран. Победителям конкурса было присуждено восемь золотых медалей. Медали червонного золота самого большого формата и почетные дипломы (премии от Всеитальянской конфедерации художественных ремесел) получили советский мастер Денис Яровой и туринец Микэтти Плинио.

В начале января на Московской фабрике смычковых инструментов состоялось торжественное собрание, на котором медаль и диплом, присланные из Италии, были вручены Д.В. Яровому. Поздравить его пришли музыканты – педагоги и исполнители, представители Министерства культуры СССР и Московского совнархоза, скрипичные мастера. Артист Ф. Дружинин исполнил на альте Ярового, отмеченном премией в Асколи-Пичено, Сарабанду из Третьей сюиты Баха. Звучание инструмента вызвало искреннее восхищение слушателей.

Альт Ярового приобретен Министерством культуры СССР и будет передан в Государственную коллекцию уникальных инструментов.

***

Денис Яровой родился в Италии. Его отец бежал из России за границу от преследований царской охранки. Инженер и музыкант, разносторонне образованный человек, он сменил много профессий во время своих зарубежных скитаний.

Денису не было и четырех лет, когда отец подарил ему скрипку. В семилетнем возрасте одаренный мальчик принимал участие в концертах труппы, где работали его родители, а десяти лет начал серьезно заниматься музыкой, чтобы поступить в Миланскую консерваторию. Денис уже учился на подготовительном курсе, когда случилось несчастье: играя в волейбол, он повредил руку и продолжать занятия не смог…

Познакомившись со скрипичным мастером Ормандо Монтерумичи, мальчик стал часто бывать у него и даже пытался сам сделать скрипку.

После того как семья Ярового вернулась в СССР, Денис был принят на режиссерский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии.

Грянула война. Со студенческой скамьи юноша ушел добровольцем на фронт. Был он пулеметчиком, танкистом, капитаном каботажного плавания и, наконец, главным переводчиком советской военной прокуратуры в Берлине.

Но вот отгремели военные годы. Настало время выбрать себе мирную профессию. Какую?

Случайная встреча с немецким скрипичным мастером Вили Линдорфером (инструменты которого, кстати сказать, демонстрировались недавно на музыкальной выставке ГДР в Москве) решили судьбу Дениса Ярового…

Скрипка, альт, виолончель – сложнейшие музыкальные инструменты. Очень трудно добиться, чтобы глубина и сила звука гармонично сочетались с нежностью, красотой и певучестью, с изяществом формы инструмента.

В XVI-XVII веках в Италии работали знаменитые скрипичные мастера Джованни Паоло Маджини, Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Лучшие музыканты мира и сейчас играют на изготовленных ими инструментах. Ценность сохранившихся итальянских виолончелей, скрипок и альтов очень велика. Большинство из них в нашей стране принадлежит государству, которое передает их для пользования крупнейшим исполнителям.

Время не сохранило секретов старинных мастеров. И над тем, чтобы раскрыть эти секреты, трудились умельцы разных стран. Иным удалось достигнуть многого. Замечательные инструменты создали, например, русский крепостной мастер Иван Андреевич батов (1767-1841), француз Жан-Батист Вильом (1798-1875). Но и по сей день слова «итальянская скрипка» остались синонимом подлинного произведения искусства, скрипки с благородным, выразительным звуком.

На счету у советских скрипичных мастеров – немало серьезных успехов. Инструменты Е.Ф.Витачека, Т.Ф. Подгорного, Я.И. Косолапова, Г.А. Морозова, Н.М. Фролова, Е.Н. Горохова, Л.А. Горшкова и других не раз отмечались на всесоюзных выставках и конкурсах.

К московским мастерам и пришел учиться Денис Яровой после своего возвращения из армии.

Имея возможность ознакомиться с приемами каждого, он убедился в том, что мастерам необходимо объединиться для обмена опытом. По его инициативе в 1950 году был учрежден Совет мастеров, немало способствовавший развитию производства советских смычковых инструментов.

С 1951 года Яровой работает на Московской фабрике смычковых инструментов. Он проводит множество экспериментов, изучает труды по акустике, трактаты старинных художников с описаниями красок и лаков – все, что может помочь в создании музыкального инструмента.

По предложению Ярового на фабрике открывается цех индивидуальных заказов, где мастерам предоставлены широкие возможности для творческих поисков.

Но как же быть с инструментами серийного производства, качество которых не отвечает высоким требованиям? Осваивая современную технику обработки материалов, коллектив фабрики борется за выпуск инструментов отличного качества. Д.В. Яровой совместно с главным инженером фабрики Н.А. Леоновым добивается, чтобы и эти инструменты проходили акустическую доработку в руках мастеров.

Сейчас фабрика начинает производство скрипок по новому эталону, созданному Яровым. В 1960 году предполагается выпустить первые восемьсот инструментов этой модели.

Сам Яровой изготовил около двухсот скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. На его инструментах играют не только в Советском Союзе, но и в Бельгии, Италии, Польше, Эфиопии, Японии. О них с похвалой отзываются все – исполнители-артисты, артисты ансамблей и оркестров, студенты консерваторий.

В настоящее время Яровой заканчивает книгу «Акустика скрипки». Кроме того, он работает над смычковым квартетом (две скрипки, альт и виолончель), который будет представлен на Международный конкурс в Льеже (Бельгия).

Пожелаем же успеха талантливому мастеру!

И. Вепринцев

 В начало текста
 
 

©Москва, 2010