В программе – немецкая музыка

Журнал "Музыкальная жизнь" 1966 № 3

13 декабря москвичи вновь принимали в Большом зале консерватории своего старого доброго друга – дирижера Курта Зандерлинга (Германская Демократическая Республика).

Государственный симфонический оркестр СССР под его управлением исполнил программу из произведений немецкий композиторов – Генделя, Шумана и Хиндемита. Сам замысел сопоставления музыки разных эпох и стилей вызвал большой интерес слушателей.

Кончерто-гроссо № 4 ля минор Гендел исполнялся большим составом струнной группы (солисты: И. Жук – первая скрипка, А. Лабко – вторая скрипка, В. Базилевский – виолончель) и чембало (П. Романовский). Эта современная реализация камерной в прошлом музыки звучала убедительно, с красивой фразировкой. Лишь во второй части (Аллегро) ощущались некоторые ансамблевые шероховатости, но остальные части были исполнены в хорошем стиле, очень красивым звуком. Жаль только, что временами тембры скрипок и виолончели выглядели тускловатыми после нескольких грузных tutti.

Четвертая симфония Шумана (ре минор соч. 120), написанная в 1841 году как «симфоническая фантазия» была значительно переработана и переинструментована автором в 1851 году. В этой редакции симфония исполнялась в концерте.

Основная ее особенность – единое дыхание, тематическое родство всех четырех частей, исполняющихся без перерыва, - была превосходно передана дирижером. Оркестр с блеском продемонстрировал свои тембровые возможности. Впечатляли и мощный ре-бемоль-мажор в разработке первой части, и задумчивая тема у гобоя и солирующей виолончели во второй части («Скерцо»). Темпераментно, с большим нарастанием темпа был сыгран финал.

К. Зандерлинг, уверенно владеющий всеми ресурсами дирижерского искусства, убежденно направлял исполнительский порыв оркестра, подчеркивая строгие рамки формы. Хотелось только большей ритмической и штриховой точности у струнной группы в экспозиции первой части.

Большой интерес публики вызвала «Симфония Серена» Пауля Хиндемита. Serena по-итальянски – светлая, ясная (в программах это название иногда переводится как «Лучезарная»). Написана симфония в 1946 году и посвящена Даласскому симфоническому оркестру (США), которым была впервые исполнена 1 и 2 февраля 1947 года с дирижером Анталом Дорати.

…На фоне трепетного движения скрипок и альтов унисоном четырех валторн звучит насыщенная радостным волнением выразительная тема – главная партия экспозиции первой части. Ее подхватывают квинтет, фаготы, английский рожок, кларнеты. Изящная, ритмически капризная побочная партия излагается гобоем, а затем фаготом. Разработка построена на филигранном использовании тематического материала главной и побочной партий, и часть заканчивается восторженным звучанием первой темы у меди на непрерывных трелях деревянных, скрипок и альтов.

Вторая часть – «Парафразы на марш Бетховена» - представляет собой скерцо-марш для духовых инструментов; в веселое скерцо дерева и челесты вторгаются исполняемые медными фразы из «Военного марша» Бетховена (написанного в 1809 году для чешской милиции).

Третья часть – «Беседа». В ней участвует только струнная группа, разделенная на два оркестра. Первый оркестр излагает спокойную, повествовательную тему, после которой звучит речитативная реплика скрипки соло, немедленно повторяемая солирующей скрипкой за сценой слева. Довольно продолжительный и интересный «обмен мнениями» приводит ко второму разделу – скерцандо-пиццикато второго оркестра, веселому танцевальному эпизоду. В конце его «слово берет» солирующий альт, находящийся справа за сценой, ему тотчас же отвечает альт из оркестра. В их диалог вступают обе солирующие скрипки, и «беседа» заканчивается одновременным звучанием обоих оркестров, каждый из которых исполняет уже знакомую нам свою музыку, причем в ней не изменена ни одна нота. Поразителен задуманный автором и блестяще реализованный дирижером баланс между первым и вторым оркестрами. Инструментовка и использование регистров таковы, что создается полное впечатление двух оркестров, звучащих в совершенно различных планах (первый – на сцене и второй – за занавесом), хотя разделение исполнителей было произведено по обычному принципу divisi (сидящий за каждым пультом ближе к публике исполняет партию первого оркестра, а его сосед – второго).

Великолепно исполнили свои партии солисты И. Жук и А. Лабко (скрипки), М. Гурвич и В. Прозоров (альты). (Кстати, жаль, что фамилии солистов не были указаны в программках).

Финал симфонии начинается и заканчивается фанфарами и представляет собой насыщенную искристым весельем пьесу, которая при внимательном рассмотрении оказывается превосходной разработкой трех тем, от которых в коде перед заключительными фанфарами остаются только «осколки» у флейты-пикколо на журчащем остинатном движении альтов.

Блистательная инструментовка, законченность до мельчайших деталей, свежесть и непосредственность этого малоизвестного москвичам сочинения были хорошо переданы оркестром, приложившим все силы для овладения этой необычной, сложной для исполнения симфонией.

Концерт прошел с большим успехом, и слушатели тепло благодарили замечательного дирижера Курта Зандерлинга и оркестр за сыгранную программу.

И. Вепринцев

 В начало текста
 
 

©Москва, 2010